Синология.Ру

Тематический раздел


Проникновение атрибутов материальной культуры Запада в жизнь китайцев

в начале ХХ века
 
В 2011 г. отмечается 100-летие Синьхайской революции, одного из наиболее значимых для Китая событий ХХ в. Национально-демократическая революция 1911 г. знаменовала освобождение страны от гнета маньчжурской династии и открыла путь для модернизации страны в области политики, экономики, науки и техники, образования, культуры. Новое стало постепенно проникать и в повседневную жизнь китайского народа. В докладе будут рассмотрены именно эти аспекты значения Синьхайской революции.
 
Совершив открытия, которыми пользуется весь мир (порох, бумага, компас, печатное дело, фарфор и др.), Китай на многие века закрылся, самоизолировался. Китайцы не осознали всей важности сделанных ими изобретений и не использовали их для дальнейшего прогресса своей страны, тогда как Запад успешно воспринял китайские новшества, развил их и придал им новое звучание.
 
Мысль о превосходстве западных достижений, прежде всего в военно-технической области, стала укореняться в умах правящей верхушки после «опиумных войн». Она легла в основу т.н. доктрины «усвоения западных дел» и стала теоретической базой политики цзыцян  ‘самоусиления’. Ее сторонниками выступили влиятельные лица страны: великий князь Гун, член военного совета Вэнь Сян, лидеры хунаньской феодально-помещичьей клики Цзэн Гофань и аньхуэйской – Ли Хунчжан. Один из теоретиков заимствования западных технических и военных новшеств Фэн Гуйфэнь, оставаясь традиционалистом, сторонником укрепления в Китае конфуцианского порядка и конфуцианской науки, считал необходимым привлекать с Запада лишь то, что способно было укрепить могущество и военную силу Китая.
 
Сторонники политики «самоусиления» допускали ведение дипломатических контактов с иностранцами, реорганизацию вооруженных сил Китая с учетом западного опыта, расширение внешней торговли. Именно по каналам внешней торговли в этот период началось проникновение иностранных, или как их тогда называли «заморских», товаров в Китай.
 
17 октября 1868 г. Цзэн Гофань докладывал императору о завершении строительства в Шанхае первого в Китае парохода. Появились и другие новшества: железные дороги, телеграфные линии, арсеналы, судоверфи, заводы по производству пороха и патронов и т.д. Первые заводы были построены в крупных городах: Шанхае, Сучжоу, Нанкине, Ханчжоу, Фучжоу, Тяньцзине, Сиане, Гуанчжоу, Ланьчжоу, Чэнду.
 
После «опиумных войн» резко возрос объем торговли Китая с зарубежными странами, что привело к активному проникновению иностранных товаров в Китай. Этому способствовало открытие целого ряда портов цинской империи. Только за один год (с июля 1867 г. по июнь 1878 г.) Китай посетило 6887 иностранных судов, из которых более 50% принадлежали Англии, около 20% – США , 15% – Пруссии, 113 судов – Голландии, 13 – России и 2 – Японии. Первенство в торговле с Китаем принадлежало Великобритании, на долю которой к началу XX в. приходилось свыше половины китайского импорта. Китайский рынок вскоре начали осваивать Германия, США, Япония, Россия. Проникновению иностранных фабричных изделий в Китай способствовали низкие импортные пошлины и потеря Китаем таможенной независимости. В 1880-е годы импорт начал поступать в центральные и северные районы Китая. В 1912 г. для иностранной торговли было открыто более 100 китайских портов и населенных пунктов. К 1913 г. число иностранных фирм увеличилось почти втрое по сравнению с 1899 г., а число постоянно проживавших в Китае иностранцев достигло 165 тыс.
 
К началу XX в. иностранные товары повседневного пользования составляли более 90% всего китайского импорта. Возникали иностранные и смешанные предприятия. В то же самое время молодая китайская буржуазия начала делать первые шаги, открывать собственные национальные предприятия. В 1890 г. в Шанхае вступила в строй фабрика фирмы «Шанхай котон мил». На ней впервые в Китае приступили к машинному производству хлопчатобумажных тканей и пряжи, достигшему пика в своем развитии в конце 1930-х гг.
 
Хотя современная фабричная промышленность с трудом пробивала себе дорогу в Китае вследствие нехватки капитала, дороговизны импортного оборудования и отсутствия технических кадров, тем не менее, новые предприятия открывались в Китае регулярно. Наметилась тенденция по замещению мелкого кустарного производства и мануфактуры современным капиталистическим производством с выпуском продукции, произведенной на механизированном оборудовании. Таким образом, современная продукция фабричного производства стала доступной китайскому населению по двум каналам: импорт из стран Запада и Японии, а также с предприятий, работающих в Китае.
 
Синьхайская революция дала новый импульс развитию современной промышленности и оживила торговые связи с зарубежными странами. Еще большее по номенклатуре количество товаров фабричного производства из разных стран мира стало появляться на китайском рынке и прочно входить в быт населения. Заслуживает упоминания тот факт, что еще в июле 1898 г. цинское правительство открыло все реки и озера страны для иностранного судоходства, что облегчило доступ «заморских» товаров в глубинные районы Китая. Особо следует отметить, что иностранные товары освобождались от внутренних сборов и пошлин (лицзинь), и это в выгодную сторону отличало их сбыт от сбыта облагаемой налогами и сборами китайской продукции. Кроме того, морские таможни в течение нескольких десятилетий находились под контролем иностранцев, которые любыми путями обеспечивали приоритет импортной продукции в поставках на китайский рынок.
 
Многие атрибуты западного быта, появившиеся в Китае благодаря иностранному проникновению, были мало знакомы ранее китайцам в силу изолированности страны от внешнего мира. Они вызывали опасения, потому что резко отличались от тех, которыми пользовались в Китае на протяжении тысячелетий. Однако приверженность старым традициям, привычному укладу жизни, заветам предков и стремление сохранить национальную самобытность, не помешали широкому проникновению в Китай заморских товаров. После Синьхайской революции они как новая волна цунами обрушились сначала на крупные портовые города, потом докатились до более мелких городов, поселков и деревень. Заморские» товары сначала вызывали изумление, считались просто модными, выставлялись как диковинка на обозрение, а потом завоевывали популярность и прочно входили в жизнь разных слоев общества. Первыми потребителями заморских товаров становились жители крупных портовых городов, улицы которых пестрели красочными вывесками иностранных фирм и броской рекламой импортных товаров в лавках и магазинчиках, привлекавшими внимание прохожих. Даже на мусорных кучах можно было увидеть не только выброшенные упаковки, но и иностранные вещи. В витринах они выставлялись наряду с изделиями местных промыслов. Иностранные товары имели лучший внешний вид, были более разнообразными и выигрывали в конкуренции с местной продукцией. В первое десятилетие ХХ в. товары повседневного пользования фабричного производства стали обычными в крупных и средних городах, поселках бассейны Янцзы. Во многих случаях они полностью вытеснили товары местной кустарной промышленности и стали неотъемлемой частью быта городских и сельских жителей. Они изменили образ жизни населения, которое привыкло потреблять в основном то, что само производило, как это делали предшествующие поколения. Теперь больше предметов обихода приобретали за деньги. Начался процесс коммерциализации повседневной жизни народа.
 
В жизнь китайского общества вошли такие предметы иностранного производства, как спички, керосин, лампочки, иголки, нитки, пуговицы, мыло, гвозди, ножи, зонты, зеркала, стеклянные стаканы, очки, часы, туалетная вода, сигареты, зубные щетки и зубной порошок, ручки, чернила, бумага, швейные машины, чашечные весы, микроскопы.
 
Спички и иглы – это два классических примера быстрой адаптации на китайской почве иностранных товаров.
 
На протяжении длительного времени китайцы пользовались кремнем и огнивом для высечения огня и фитилем для его поддержания. Они узнали о существовании спичек только в конце XIX в. после открытия портов для свободной торговли, хотя в Европе получившие широкое распространение серные спички были изобретены английским физиком и химиком Робертом Бойлем еще в 1826 г. Сначала они вызвали удивление тем, что сразу давали огонь. Их называли вечным огнем, или заморским огнем. По сравнению со старыми способами получения огня с помощью кремня и металлического листа спички оказались гораздо более удобными. Тем более что когда они попали в Китай, был уже изобретен коробок с серой на внешней стороне. Первые спички были ввезены в Китай из Англии под торговой маркой «Лодочка», стоили недорого и быстро вошли в обиход. Потребность населения в спичках росла, объем их импорта постоянно увеличивался. К началу ХХ в. в Китае было налажено собственное производство спичек, работало более 10 фабрик по их производству. После Синьхайской революции процесс открытия новых фабрик ускорился: с 1911 по 1920 гг. была построена 71 фабрика (для сравнения: в 1900–11 гг. – всего 28 фабрик).
 
Аналогичная ситуация сложилась с использованием швейных игл. Считается, что первая стальная игла была сделана в Китае, однако до начала ХХ в. она оставалась продуктом ручного производства и была недостаточно тонкой, острой и твердой. Игла всегда была необходимым предметом каждодневного быта китайской женщины – для шитья одежды, обуви, одеял и их ремонта. С появлением швейной иглы, изготовленной машинным способом, ситуация изменилась: иглы стали гладкими, острыми и твердыми. К тому же цена на импортные иглы оказалась во много раз ниже, чем на традиционные китайские иголки. Импортные иглы стали доступны многим слоям народа.
 
Заморские товары весьма хорошо приживались на китайской почве, так как китайский потребитель оценил, во-первых, их прикладную ценность и удобство, во-вторых, их ценовое преимущество по сравнению с традиционной местной продукцией. Многие китайские изделия, производимые примитивными способами, были заменены частично или полностью продукцией фабричного производства. Возросло количество используемых в стране пароходов, автомобилей, в быт уверенно входили фабричные хлопчатобумажные и шелковые ткани, обувь, одежда, трикотажные чулочно-носочные изделия.
 
После Синьхайской революции предметы фабричного производства в Китае получили еще большее распространение. Об этом свидетельствуют следующие факты.
 
1. Предметы обихода стали доступны не только богатым, но и людям со средним достатком и даже с низкими доходами. В этот период и верхи общества, и низы уже не мыслили жизни без продукции фабричного производства. Разумеется, бедные и богатые приобретали неодинаковые товары, но обе категории предпочитали покупать именно фабричные товары как изделия лучшего качества, служившие более длительное время и имевшие разумную цену.
 
Чтобы сократить расходы на подобную продукцию, в Китае начали открывать собственные фабрики. Рост национального самосознания и подъем патриотических настроений после Синьхайской революции привел к росту национального производства, которое вступило в конкурентную борьбу с иностранными товарами. Выпущенные китайскими фабриками и заводами товары стали называть отечественными в отличие от импортных, однако обыватель по-прежнему использовал слово «заморские», имея в виду товары произведенные фабричным способом, а не обязательно ввезенные из других стран. Тем не менее, в этот период на рынке доминировали импортные товары, а количество отечественных было невелико.
 
Известный китайский журнал Дунфан («Восток») в 1911 г. писал, что и женщины, и мужчины разных слоев общества перешли на одежду из импортных тканей, потому что они не были такими грубыми по качеству и дорогими по цене, как китайские. Высшие и средние слои общества предпочитали носить трикотажные носки фабричного производства, а не сшитые из ткани грубые китайские. То же самое относилось к тонким фабричным нижним рубашкам и майкам, которые особенно актуальны были летом в жаркое время. В домах и в магазинах стали широко использовать керосиновые лампы, все слои населения с одобрением отнеслись к появлению в продаже хозяйственного (для стирки одежды) и туалетного мыла.
 
2. Расширилась география распространения «заморских» товаров: помимо больших и средних городов они стали считаться необходимым предметом быта и в сельской местности. В деревне иностранные товары приобретали популярность не так быстро, как в городе. Традиционный уклад жизни настраивал население на противодействие всему новому, тем более заморскому. Однако постепенно и патриархальная деревня открыла доступ для многих товаров, начиная со спичек и керосина. Иностранные товары имели привлекательный внешний вид, хорошее качество и умеренные цены. Последнее было особенно важно для бережливых китайцев, живших тяжелой жизнью в деревне. Народ привык экономно и рационально расходовать сбережения, неохотно расставался с накопленными деньгами и существовал по принципу «три года использовать вещь как новую, три года как старую, три года в отремонтированном виде».
 
В начале ХХ в. расширяется список иностранных товаров ширпотреба, появившихся в Китае. Если в это время абсолютное большинство продовольственных товаров поступало с внутреннего рынка, то весьма значительное по ассортименту количество товаров повседневного спроса доставлялись из-за границы через Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и далее распространялись по территории Китая. Кроме спичек и керосина, первыми попавшими в страну, на китайский рынок ввозились также наручные часы, хлопчатобумажные ткани, готовая одежда, головные уборы, махровые полотенца, носовые платки, пуговицы, красители, сигареты, свечи, мыло, туалетная вода, современные зеркала, зонты, канцелярские принадлежности, кожаные сумки, бумага. Известно, что бумага была изобретена в Китае еще в древности, однако изготавливаемая ручным способом бумага (цао чжи, сюань чжи) не могла конкурировать с белой, гладкой, ровной толщины бумагой, произведенной фабричным механическим способом. Китайская бумага была пригодна для рисования, каллиграфии, но не годилась для печатания книг и журналов. Хотя в Китае в начале ХХ в. работали фабрики, выпускавшие современную бумагу, тем не менее, большая часть типографских потребностей удовлетворялась за счет импорта. Для нужд образования ввозились грифельные доски, грифели и карандаши. Рекорды сбыта ставили зубной порошок, зубные щетки, пудра и туалетная вода. Зубная щетка появилась в Китае еще в ХV в. – к ручке из бамбука или кости прикрепляли щетину дикого кабана. Завезенная путешественниками в Европу зубная щетка прошла многочисленные усовершенствования и вернулась в новом виде в Китай. Среди предметов роскоши, доступных высшим слоям китайского общества, следует отметить очки и монокли западного производства, изделия из стекла, украшения. Детей из богатых семей в больших городах вывозили на прогулку в колясках западного образца. В городах появлялось все больше велосипедов и автомобилей, пустили трамваи. Население с одобрением встретило установку на улицах керосиновых фонарей и башенных часов. В Тяньцзине и Шанхае открылись первые большие универмаги.
 
Хотя традиционная китайская одежда не потеряла своей актуальности, постепенно западная мода прочно вошла в жизнь состоятельных китайцев. Женщины начали носить европейскую одежду, западные юбки, блузки и платья с короткими рукавами и без рукавов, что раньше считалось предосудительным. По издававшимся в больших городах журналам можно было следить за заграничной модой. Мужчины нередко появлялись в костюмах и пальто западного покроя, носили шляпы, хотя долго сохранялась и традиционная одежда – халат. Западный костюм был утвержден в качестве официальной одежды для торжественных случаев наряду с «суньятсеновским френчем». Последний разработали по инициативе Сунь Ятсена на основе японского военного кителя как образец одежды республиканского Китая. С одной стороны, он напоминал западный костюм, с другой стороны, – имел китайскую специфику, что выражалось в пяти пуговицах (конституция пяти властей), в стоячем воротнике и четырех накладных карманах с клапанами, напоминавшими вершины горы. В 1920-е гг. наблюдалось смешение стилей как в женской, так и в мужской одежде.
 
Бывший император Пу И после переезда в Тяньцзинь, по его воспоминаниям, с удовольствием выходил на улицу в костюме английского покроя, с галстуком, закрепленным бриллиантовой брошью, бриллиантовыми запонками на рукавах рубашки, с тростью, в очках фирмы «Цейс», благоухавший иностранным одеколоном.
 
Несмотря на поступательный процесс проникновения иностранных товаров в Китай, степень охваченности этими изделиями разных районов Китая была очень неравномерной. Самое большое и разнообразное количество заморских товаров приходилось на портовые города и местности с хорошо развитыми путями сообщения. Глубинные сельские районы продолжали вести патриархальное замкнутое хозяйство с опорой на самообеспечение. Произведенных фабрично-заводским методом товаров было мало как по количеству, так и по наименованию. Однако главной причиной, препятствовавшей распространению в глубинке продукции современной промышленности, было отсутствие средств у крестьян. Они едва ли могли позволить себе какие-либо расходы помимо трат на скудное питание и примитивную одежду. Стиль их жизни практически не изменился после проникновения заморских товаров в развитые части территории Китая. По объективным причинам снабжение приморских и центральных районов Китая современными товарами повседневного спроса улучшалось. Одновременно увеличивался разрыв между этими территориями и внутренними районами Китая в уровне использования в быту т.н. заморской, а по сути современной фабричной продукции.
 
Синьхайская революция продолжила начавшееся после «опиумных войн» открытие Китая для внешнего мира и его знакомство с достижениями других стран. Несмотря ни на неблагоприятные условия для проникновения заморских товаров в отдельные районы Китая, ни на бойкоты после революции 1911 г. иностранных товаров (то английских, то японских, то немецких), они постепенно заняли прочное место в жизни китайского народа, изменили быт и образ жизни населения, способствовали улучшению и повышению качества жизни китайцев.
 
Литература
1. The Cambridge History of China. Late Ch’ing. 1800-1911. Vol.11. Part 2. Cambridge University press. 1980.
2. The Cambridge History of China. Republican China 1912–1949. Vol. 12 Part 1. Cambridge University press. 1983.
3. Белов E.A. Краткая теория Синьхайской революции. 1911-1913. М. 2001.
4. Ли Чанли. Чжунгожэнь дэ шэнхо фанши: цун чуаньтун дао цзиньдай (Образ жизни китайцев: от традиции к современности). Пекин. 2008.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 185-190.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.